Тема: Путешествие в страну цифр.
Тип занятия: открытие нового знания.
Цель: Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4.
Задачи:
1. Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до 4. Соотносить числительное с предметами. Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 4. Закреплять знание цифр в пределах 4.
2. Развивать воображение детей, конструкторские способности, интерес к предмету.
3. Воспитывать желание приходить на помощь другим.
Методы и приёмы: словесные, игровые, наглядно-демонстрационные, практические.
Раздаточный материал: настольный конструктор, схемы ракет, карточки с цифрами, иллюстрации с изображением фруктовых деревьев и цифр от 1 до 4, карандаш.
Активизация словаря: четыре.
Организация деятельности:
I. Введение в игровую ситуацию:
Цель: замотивировать детей на включение в игровую деятельность.
В-ль: Ребята, к нам с Вами с просьбой обратилась Мальвина, она никак не может научить Буратино считать и просит нас помочь ей. Поможем?
В-ль: Чтобы Буратино было легче учиться, давайте отправимся вместе с Мальвиной и Буратино в страну цифр.
II. Актуализация знаний:
Цель: актуализировать умение конструировать по заданному образцу объекты из геометрических фигур, распознавать изученные геометрические фигуры и выделять их из множества фигур разной формы.
В-ль: На чем полетим? Какой самый быстрый транспорт Вы знаете? (ракета)
В-ль: Вот на ракете мы и полетим, но для начала ее надо построить. Посмотрите у Вас на столах лежат конструктор и схемы ракет. Подойдите к столам и постройте по схеме свои ракеты. (по 6 ч-к за столом)
В-ль: Молодцы!
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Вот летит ракета ввысь!
Вот мы уже и в стране цифр.
III. Актуализация знаний (продолжение):
Цель: актуализировать умение считать до 3, образовывать числа в пределах 3, относить число и цифру, определять место числа в числовом ряду, сравнивать числа в пределах 3.
В-ль: Смотрите, на какую красивую поляну мы попали. Что на ней растет? (цветы)
В-ль: Мальвине очень понравились эти цветы. Смотрите, Мальвина срывает цветок. Буратино нас спрашивает, сколько цветов сорвала Мальвина? (1)
В-ль: Найдите на столе карточку с изображением цифры 1, покажите Буратино изображение цифры 1. Теперь положите ее на столе перед собой.
В-ль: Объясните Буратино, что означает цифра 1.
В-ль: Мальвина срывает еще один цветок. Сколько теперь стало? Их стало больше или меньше? На сколько цветов стало больше?
В-ль: Найдите на столе карточку с изображением цифры 2, покажите Буратино изображение цифры 2. Теперь положите ее на столе перед собой справа от цифры 1.
В-ль: Мальвина срывает еще один цветок. Сколько теперь стало? Их стало больше или меньше? На сколько цветов стало больше?
В-ль: Найдите на столе карточку с изображением цифры 3, покажите Буратино изображение цифры 3. Теперь положите ее на столе перед собой справа от цифры 2.
IV. Затруднение в игровой ситуации:
Цель: создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счета до 4, формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
В-ль: Мальвина срывает еще один цветок. Сколько теперь стало? (не знаем)
В-ль: Почему Вы не знаете? (потому что мы не умеем считать дальше)
В-ль: Давайте вместе посчитаем.
Дети хором считают вместе с воспитателем: один, два, три. После этого некоторые дети могут сбиться. Возникает проблемная ситуация – как правильно сосчитать дальше?
V. Открытие нового знания:
Цель: сформировать умение считать до 4, познакомить с образование числа 4.
Если никто из детей не умеет считать до 4, то воспитатель сам показывает, как это делается, обводя при этом рукой все перечисленные предметы и говорит: всего 4 цветка (используем прием: когда чего-то не знаешь, но очень хочешь знать, или надо узнать, чтобы выйти из сложившегося затруднения, попросить помощи у воспитателя). Далее обращаем внимание детей на образование числа 4. Как получили число 4? (Было 3 добавили еще 1).
В-ль: Что нужно сделать чтобы узнать? (спросить воспитателя)
В-ль: Посмотрите цветов стало больше или меньше? На сколько цветов стало больше?
В-ль: Значит, следующее число будет больше или меньше 3? На сколько?
В-ль: Это число называется четыре. Произнесем вместе – четыре.
VI. Открытие нового знания (продолжение):
Цель: добавилась новая цель: познакомить детей с новой цифрой 4, определить ее место в числовом ряду.
В-ль: Число 4 или 4 цветка обозначаем цифрой 4. Посмотрите, как изображается цифра 4. На что похожа. Запомните ее. Найдите ее изображение на столе и покажите Буратино, чтобы он тоже запомнил.
В-ль: Куда мы положим цифру 4, если как мы уже сказали она больше чем 3 на 1? (справа от цифры 3)
VII. Включение нового знания в систему знаний ребенка:
Цель: использование нового знания в практической работе, продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов, упражнять в счете в пределах 4.
В-ль: Идя дальше, мы пришли на поляну где растут фруктовые деревья. На каждом дереве висят фрукты. Буратино хочет сосчитать, сколько фруктов на деревьях и просит нас помочь.
В-ль: Возьмите эти изображения деревьев, посчитайте, сколько на них фруктов и соедините с нужной цифрой.
В-ль: Молодцы, вы справились со всеми задания, а теперь пора отправляться домой. Встаньте возле своих столов. Закройте глаза. Повторяйте за мной: «1, 2, 3 на ракете мы летим». Можете открыть глаза, мы уже прилетели назад в группу.
VIII. Итог занятия:
Цель: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
В-ль: Где мы с Вами были? Кому помогали? Как мы помогли Мальвине и Буратино? Мы помогли Мальвине и Буратино сосчитать все цветы, потому что научились считать до 4, и познакомились с цифрой 4.